Основной «налоговый тренд» 2013 года – противодействие финансовым злоупотреблениям

В ТПП РФ прошел IX Всероссийский налоговый форум «Налоговая система: взгляд бизнеса и власти». Организатором мероприятия выступила Торгово-промышленная палата Российской Федерации при поддержке Совета Федерации и Российского союза налогоплательщиков. На Форуме был представлен ежегодный доклад ТПП России «Налоги и бизнес в 2013 году. Итоги и перспективы», включающий подробный практический анализ принятых в текущем году поправок в Налоговый кодекс РФ, предложения бизнеса по дальнейшему совершенствованию налоговой политики. В работе форума приняли участие вице-президент Московской ТПП Сергей Шмаков и руководители ряда комитетов МТПП.

Первая часть Форума состоялась 22 ноября. В этот день прошли вызвавшие большой интерес специалистов два круглых стола: «Акцизная политика: наращивание доходов государственного бюджета и риски роста нелегальной торговли» и «Трансфертное ценообразование в России: первые выводы и перспективы развития».

Еще четыре секции были проведены 25 ноября: «Практика рассмотрения налоговых споров в 2013 году», «Возможности электронного документооборота для бизнеса», «Налоговое законодательство: ключевые изменения 2013 г. и их влияние на бизнес в 2014-2016 гг.», «Возбуждение дел по налоговым преступлениям: есть ли альтернатива прежним порядкам?».

Пленарное заседание Форума вел вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров. Перед участниками выступил Президент ТПП РФ Сергей Катырин. «Налоговый форум, — сказал он, — востребован в бизнес-среде, о чем говорит хотя бы тот факт, что в шести тематических секциях участвовало в этом году более 700 человек».

Сергей Катырин высоко оценил уровень сотрудничества ТПП РФ и ФНС России. Основный «налоговый тренд» 2013 года – это принятые и планируемые законодательные меры по противодействию финансовым злоупотреблениям. В текущем году в Налоговый кодекс РФ было внесено более 20 изменений. Среди них – новый закон о досудебном урегулировании налоговых споров, который вступил в силу в августе этого года. Он призван создать более комфортные условия для налогоплательщиков, сократить число судебных тяжб.

Приняты Основные направления налоговой политики до 2016 года, которые впервые до внесения в Правительство РФ были вынесены на публичные слушания в Госдуме.

По мнению Сергея Катырина, такую практику целесообразно продолжать и в будущем. «ТПП РФ, в которой работает Экспертный совет по совершенствованию налогового законодательства, в котором объединены 480 ведущих налоговых экспертов, должна стать одной из площадок для такого диалога. Агентство стратегических инициатив показало конструктивный подход в работе над Дорожной картой «Совершенствование налогового администрирования». В 2014 году целесообразно было бы провести ряд выездных семинаров, возможно, на базе территориальных торгово-промышленных палат по обсуждению отдельных вопросов реализации мероприятий дорожной карты».

Готовясь к Форуму, Палата провела анкетирование бизнесменов, членов ТПП РФ и Экспертного налогового совета. Большинство организаций оценили уровень налоговой нагрузки как «высокий» — около 70 процентов респондентов.

Среди факторов, увеличивающих налоговые риски бизнеса, 30 процентов отметили различное толкование судами и налоговыми органами налогового законодательства; 18% – неясность налогового законодательства; 15% – слишком частое изменение налогового законодательства.

По мнению Президента ТПП РФ, обсуждение на ранней стадии проектируемых налоговых решений позволило бы снять в будущем ряд спорных моментов и выйти на консолидированную позицию бизнеса и власти.

«В целом налоговая система должна быть настроена на улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего, на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции», — подчеркнул Сергей Катырин.

О работе своего ведомства рассказал руководитель ФНС России Михаил Мишустин. «Экономике нужны новые механизмы роста, — сказал он, — и налоговая система в этом плане может сделать многое».

«Много и охотно говорится о высокой налоговой нагрузке на российский бизнес. В 2012 году, — сообщил глава ведомства, — она была равна 34,5 процента, но если вычленить сырьевой бизнес, то есть, прежде всего, газ и нефть, то налоговая нагрузка будет равна 24,1 процента. В Европе этот показатель намного выше».

По словам Мишустина, основой функцией ФНС России является сегодня не столько сбор налогов любой ценой, сколько контроль за соблюдением налогового законодательства. Он высоко оценил новый закон о досудебном урегулировании налоговых споров.

Большое внимание, по его словам, уделяется мерам по оздоровлению бизнес-среды, противодействию недобросовестным налогоплательщикам. Вводятся (с 1.01.2015 г.) обязательное декларирование НДС в электронном виде, внесение (с 1.01.2015 г.) в декларацию книг покупок и продаж, добавочные основания для взыскания налогов с аффилированных компаний и т.д.

Михаил Мишустин считает, что в работе по совершенствованию механизмов налогового администрирования будет полезным взаимодействие его ведомства с системой торгово-промышленных палат. Говоря о целях и задачах Дорожной карты «Совершенствование налогового администрирования», он, в частности, отметил необходимость устранения устаревших форм документов. «Нужна презумпция электронного документооборота в части учета и отчетности, — сказал Мишустин, — пора начинать доверять электронным документам с электронной подписью, как и бумажным носителям».

Глава ФНС России отметил, что идет постепенное улучшение позиции России в ежегодном рейтинге Всемирного банка по ряду позиций. Так, по показателю «Налоговое администрирование» Россия была на 105 месте в 2011 году, на 64 – в 2012 году и поднялась на 58 место в 2013-м. По показателю «Регистрация предприятий» – на 111 месте в 2011 году, на 101 – в 2012-м и на 88 месте в 2013 году.

Участникам пленарного заседания были представлены результаты работы шести тематических секций (круглых столов). Состоялся обмен мнениями, в частности, по таким вопросам, как вопросы налогового стимулирования и привлечения инвестиций, совершенствование налогового администрирования, акцизная политика, перспективы введения налога на недвижимость и т.д.

Источник: ТПП РФ